Будь в курсе событий!

Ваш E-Mail:
 

Версаль - дворец короля-солнца



1661 год, Франция

Координаты: 2o7'23.38"с.ш. 32o36'07" в.д., смотреть на карте Google


ВерасльВерсаль... История одного из величайших и прекраснейших дворцово-парковых ансамблей в истории началась в 1623 году, когда французский король Людовик XIII, большой любитель охоты, решил построить себе в пригороде Парижа охотничий замок, в котором вместе со свитой мог бы отдыхать и набираться сил для очередного похода за дичью. Для этой цели монарх купил у некого Жана Де Суази землю, которой предки аристократа владели более трехсот лет, и здесь, в 20 километрах от столицы Франции, возвел довольно скромное сооружение из камня и кирпича, ставшее впоследствии основой Версаля.

Король -солнце Людовик XIVСам Луи XIII не помышлял расширять свое новое владение до столь неимоверных масштабов – это сделал его юный сын, знаменитый и сверх всякой меры амбициозный Король-Солнце, Людовик XIV. Именно ему принадлежит идея на основе отцовского охотничьего замка создать новую резиденцию королей, которой мог бы подивиться целый мир. Планы двадцатилетнего заносчивого короля, когда-то изрекшего знаменитую фразу «Государство – это я», были совершенно грандиозными: создать самый роскошный и огромный из всех дворцов, которые когда-либо видел свет. Эпоха абсолютизма, времени ничем не ограниченной власти королей, получила свое достойное олицетворение – действительно, такого еще до сих пор никто не делал.

Истинная причина того, почему король решил перебраться за город - известное Фрондское восстание в Париже. Основательно перепугавшийся молодой монарх решил, что жить в Лувре далее может быть небезопасно… И вот, в 1661-м году, тысячи работников, возглавляемые архитекторами Луи Лево и Андре Ленотром, приступили к масштабной стройке – расширяли охотничий замок, разбивали грандиозный парк, в котором от дворца тремя лучами расходились три широких проспекта, символизировавших безграничную власть короля. Это было не просто самое крупное строительство в истории Франции того времени – столь дорогостоящего предприятия не затевал еще ни один правитель. Основные работы продлились 50 (!) лет, и на них было занято свыше 30 тысяч человек. Но уже спустя пять лет после начала строительства в Версале давали роскошные балы, а через десять лет король переехал на новое место.






Залы ВерсаляМолодой Луи не считался ни с какими разумными доводами. Все средства страны были брошены на огромный дворец. Построенный в стиле классицизма, он имел фасад в виде большой галереи (Зеркальная галерея для приемов), и представлял собой последовательность залов, образовывавших гигантскую анфиладу. На трех этажах дворца, растянувшегося на 640 метров, насчитывается около 700 помещений, и среди них не найти двух одинаковых. Каждый зал выполнен в собственной тематике: Королевская капелла, Зал Меркурия с итальянскими живописными полотнами, Зал Изобилия, Зал Дианы, Зал Марса. Сотни художников и лучших ремесленников со всей страны работали над украшениями помещений.

Величие резиденции французского короля оказалось просто невообразимым. Многие дни проводили королевские гости, осматривая изящную отделку, тысячи и тысячи предметов роскоши, наполнявших сотни высоких залов, любовались бесчисленными картинами лучших живописцев мира, восхищались несметным количеством статуй, гобеленов, дорогих ковров, ваз, росписей. Слава о Версале разнеслась по всему миру, и с того времени не было на свете дворца более роскошного. В парк выходило более двух тысяч окон, а обогревались помещения при помощи 1300 (!) каминов… Однажды Людовик, прогуливаясь в одиночестве по анфиладам, наткнулся на одного из гостей из простолюдинов, давно заплутавшего во дворце, и уже потерявшего надежду выбраться наружу. Монарх милостиво проводил перепуганного и исхудавшего посетителя к выходу, и дал ему на прощание несколько золотых… Этот случай побудил короля написать «Путеводитель по Версалю» - многие без него в Версале просто терялись.

Парки в ВерсалеПарковая зона, спроектированная Андре Ленотром, заняла 700 гектаров. 1400 фонтанов потребовали такого количества воды, что едва не осушили близлежащую реку Бьевр, и понадобилось строить многокилометровый трубопровод до Сены. Пораженные правители европейских государств принимались строить у себя дворцы подобные Версалю, но ни один из них так и не приблизился к нему по масштабам.

Колоссальная стройка истощила казну. В пересчете на современные деньги суммы получаются какие-то совершенно несуразные: если перевести в нынешние денежные знаки 10 000 тонн потраченного серебра, получается примерно 2,6 млрд евро, но если брать во внимание тогдашнюю покупательную способность гульдена, выходит 37 миллиардов… Даже учитывая низкую производительность труда крестьян, согнанных на земельные работы со всей округи, и отсутствие инженерных изобретений, повышающих эффективность, это все равно равноценно строительству крупного современного города с сотнями тысяч жителей. Дошло до того, что рабочую силу привозили из Нормандии и Фландрии, и даже запретили все частное строительство в окрестностях, чтобы оно не отвлекало рабочие руки от королевской стройки. Лишь абсолютизм был способен породить столь колоссальный памятник безграничной власти короля – очень значительная европейская страна тратила силы много лет, чтобы построить дом для своего правителя.

Версаль постоянно достраивался, поглощая все новые и новые денежные суммы. После смерти Людовика XIV его сын, Людовик XV, еще несколько раз изменял здания, достраивая новые покои и снося лестницы и перекрытия. Дворец был столь гигантским, и требовал такое количество работников для его обслуживания, что вокруг него естественным образом возник город… На содержание Версаля ежегодно уходили астрономические суммы, которые оказались тяжелым многолетним бременем для и без того страдавшей экономики. Наконец, простой народ, не в силах выносить соседство немыслимой роскоши с вопиющей бедностью большей части населения, изгнал королей из Версаля, и с конца 18 века дворец перестал быть административным и политическим центром Франции. С 1837 года Версаль сделали Национальным историческим музеем, и сегодня он привлекает многотысячные толпы туристов со всего света, неизменно поражая их своим великолепием.

Интересная статья? Поделись ей с другими:


Еще статьи рубрики:

Тадж-Махал - символ любви

Потала - резиденция далай-лам