Будь в курсе событий!

Ваш E-Mail:
 

Панамский канал



1914 год, Панама


Панамский каналПанамский канал - уникальное сооружение, ставшее одним из самых важных в истории мировой экономики. Его строительство было столь длительным и драматичным, что о нем вполне можно снять масштабную историческую драму. Он обошелся в колоссальную сумму, и унес многие тысячи жизней. Но теперь, когда он построен, Панамский канал стал величайшим благом для всех.

Географическое положение двух великих водных массивов друг относительно друга не давало покоя мореплавателям – Атлантический и Тихий океаны разделяла только тоненькая полоска земли, в самом узком месте ее ширина составляла какие-то жалкие 50 километров, казавшиеся ничтожными рядом с тысячами и тысячами морских миль океанских просторов. Но эта полоска не давала судам пройти из одного океана в другой иначе, как совершив колоссальное путешествие вокруг Южной Америки, огибая целый континент – огромный обход составлял больше двадцати тысяч километров, и занимал месяцы. Чем больше развивалось искусство мореплавания, тем более сильной становилась нужда в канале, который рассек бы узкий перешеек, и позволил судам неимоверно сократить мучительно длинный путь.

Васко де Бальбоа - испанский конкистадор

Но это было очень тяжелой задачей, практически непосильной для технологий, доступных людям в 16-м веке. Именно тогда о постройке канала стали задумываться всерьез, и даже тратили огромные силы на исследования земель на том самом узком перешейке. В истории осталось имя испанского конкистадора и купца Васко Нуньеса де Бальбоа – в начале 16-го века он пересек Атлантику и высадился в Дарьенском заливе, основав там колонию. Бальбоа мечтал о несметных сокровищах, которые, по слухам, скрывались в глубине новых таинственных земель, населенных дикарями, и совершенно неизвестных европейской цивилизации. Индейцы рассказали ему, что к югу от Дарьенского залива простирается загадочное «Южное море» (которое было, разумеется, Тихим океаном), и до него всего лишь «несколько дней пути». На берегах этого моря находится страна, в которой не знают счета и цены золоту… Сегодня эта страна называется Перу, и в свое время там, действительно, были тонны желтого металла.





Бальбоа, в надежде найти богатство, не пожалел средств на колоссальную экспедицию – 180 вооруженных солдат и 600 индейцев-носильщиков отправились в 50-километровый путь в глубину непроходимых джунглей. И путь этот оказался мучительным. Несмотря на небольшое расстояние, переход занял месяц – каждый метр приходилось буквально с боем отвоевывать у буйной растительности и высоких скальных нагромождений, но самым страшным оказалась извечная напасть путешественников в тропиках – смертельные болезни. Москиты, переносившие желтую лихорадку и дизентерию, буквально выкосили отряд Бальбоа, уничтожив две его трети, и превратив оставшихся в исхудавшие, изможденные подобия людей. Когда переход завершился, большинство уцелевших совершенно упало духом… Но Бальбоа уже тогда понял, что если бы через перешеек был прорыт канал, это сулило бы неисчислимые выгоды десяткам государств, и открыло новую эру в истории человечества.

Увы: в те времена не очень ценили прогрессивно мыслящих людей. Король Испании Филипп II попросту запретил даже рассматривать подобные проекты, сочтя их еретическими, и бросающими вызов божественному провидению. «Что Бог разъединил, человек соединить не может» - под таким лозунгом был похоронен первоначальный проект канала, а сам Бальбоа ложно обвинен в государственной измене и казнен. В результате перуанское золото десятилетиями транспортировали по суше, а потом вновь грузили на корабли. Ни в 16-м, ни в 17-м веке строительство так и не было начато.

Калифорнийская золотая лихорадкаНо канал был нужен как воздух – и рано или поздно за него должны были взяться всерьез. Толчком к строительству послужила знаменитая Золотая Лихорадка 19-го века – на юге Северной Америки, в Калифорнии, нашли золото, и тысячи искателей добычи ринулись туда со всего света. Понимая, что канал был бы в высшей степени выгодным в новых условиях, европейские страны начали интересоваться возможностью воплотить проект в жизнь. В результате французское правительство в 1879-м году приняло решение о начале грандиозной стройки. Была организована «Всеобщая компания межокеанского канала», главой которой назначили Фердинанда Мари де Лессепса, десятью годами ранее руководившего постройкой 160-километрового Суэцкого канала. А помогал ему не кто иной, как Александр Эйфель – блестящий инженер, построивший знаменитую башню, ставшую символом Парижа. Компания выпустила акции, которые купили около миллиона людей – все они рассчитывали на немалые прибыли в самом скором времени.

Строительство Панамского канала

Увы: стройка закончилась колоссальной катастрофой, потрясшей всю Францию, и оказавшейся невиданным скандалом и огромной трагедией. С самого начала Лессепс задумал рыть канал на уровне моря, не используя шлюзы – задача даже для нынешнего времени практически непосильная. Наконец, управление стройкой было не просто неудачным, а катастрофически плохим – деньги воровали миллионами, и никакой контроль не мог пресечь эти хищения. Но самым страшным бичом оказались все те же комары – маленькие убийцы заразили практически всех работников малярией, оспой, желтой лихорадкой, и когда среди людей начались массовые смерти, стало ясно, что случилась катастрофа.

Люди гибли тысячами. Умирали как рядовые рабочие, так и образованные специалисты, ценные инженеры и администраторы. Спустя всего пару лет после начала стройки ее уже называли не иначе, как «адом на земле» - дошло до того, что работники привозили с собой из Франции гробы «на всякий случай». Этот «случай» не заставлял себя ждать – по приблизительным подсчетам, на стройке умерло около 20 тысяч (!) человек. Лессепс держался упорно. Он не сворачивал работы, и пробивался к цели. Все новые жертвы забирал канал. Технологии были не отработаны – скалы взрывали, но были не в состоянии вывозить огромные обломки, перерасход денег был не просто катастрофическим – все говорило о крахе. Лессепс упорно отказывался признать поражение, и приказывал экономить. Отсутствие медикаментов и элементарных условий убивало все новых людей. В 1889-м году все было кончено.

Это была трагедия. Компания обанкротилась, прорыв всего 19 километров. Все держатели ее акций остались ни с чем. Вскрылись факты воровства денег на стройке и взяток чиновникам, покрывавшим злоупотребления верхушки Компании. Слово «Панама» стало нарицательным обозначением понятия «афера» во всем мире. Общественность Франции возмутилась, потребовав бросить Лессепса и Эйфеля в тюрьму. И хотя Эйфель избежал заключения «за сроком давности», а 88-летний Лессепс - благодаря своему авторитету, скандал все же вынудил подать в отставку причастных к нему членов французского правительства, и вообще все это выглядело как катастрофа международного масштаба.

К тому моменту молодое американское государство набрало большую силу, и начало играть важную роль в мировой экономике и политике. Президент Рузвельт, смелый и амбициозный деятель, прекрасно понимал, что пришло время брать инициативу в свои руки – ситуация складывалась довольно неудачная для Европы и благоприятная для Америки. В 1901-м году Штаты подписали с Великобританией договор, по которому американцы получали право на строительство канала. После этого Америка способствовала отделению Панамы от Колумбии, которой Панама принадлежала ранее, и с новоиспеченным государством в 1903-м было заключено новое соглашение – о выделении земли для строительства. Одновременно начали борьбу с теми самыми комарами, и борьба была беспрецедентной – полторы тысячи человек много месяцев вырубали леса, осушали болота, распыляли масло, уничтожающее личинки, рыли водоотводные канавы… Результат был очевиден – эпидемии больше не грозили рабочим. Свою роль сыграло и развитие медицины, обеспечившей стройку нужным количеством новых эффективных лекарств. В 1904-м году США начали заново.

Гатунские шлюзы Панамского каналаНа сей раз все было куда более грамотно, чем во времена французов. Проект предусматривал шлюзы, и сократил объем работ в разы. Снабжение питанием и медикаментами было безукоризненным. Жилье, увеселительные заведения, санитарные условия – все было на должном уровне. Теперь все были уверены в том, что канал все же будет прорыт. 10 лет 70 тысяч рабочих упорно продвигались к цели, удалив в итоге 200 млн тонн грунта, установив гигантские шлюзовые створы со створками весом более семисот тонн каждая… В 1913-м году подсчитали, что США потратили 640 миллионов долларов, что по тем временам было немыслимой суммой. 5600 человек погибло на стройке, но канал прорыли до конца. Утром 13 октября 1913 года президент Вудро Вильсон торжественно нажал на золоченую кнопку, послав электрический импульс по кабелю длиной 4 000 км прямиком из Белого Дома к Панамскому перешейку. Раздался взрыв 20 тонн динамита, разрушивший последнюю перемычку – и воды океана хлынули в канал, соединив ранее разделенные водные массивы. Так был построен Панамский канал. Официально его открыли лишь в 1920-м, и с тех пор через него проходят суда со всего мира, экономя месяцы пути и миллиарды долларов.

Сегодня через Панамский канал проходит до полусотни судов в сутки, 17 500 в год. Они приносят Панаме около 2 млрд долларов прибыли. А грядущие работы по углублению и расширению канала, которые позволят проходить через него нефтяным супертанкерам, еще больше повысят экономическую ценность одного из самых выгодных для мировой экономики сооружения на Земле.

Интересная статья? Поделись ей с другими:


Еще статьи рубрики:

Транссибирская магистраль

Статуя Христа Спасителя